Электроника

 

8 (834-2) 47-73-97

17 | 03 | 2025

ДПО для взрослых в цифровую эпоху

6.1. Ситуация в профессиональном образовании

К профессиональному образованию относят программы начального, среднего и высшего профессионального образования. Россия – один из мировых лидеров по охвату населения профессиональным образованием. Однако, структура профессионального образования в России за последние 20 лет оказалась неоправданно смещена в сторону высшего образования. Ажиотажный спрос на высшее образование отражает новую социальную реальность России. Высшее образование стало социальным императивом и обязательным условием любой карьеры.

Ориентация молодежи на получение высшего образования привела к возникновению эффекта неблагоприятного отбора на программы начального и среднего профессионального образования. Наиболее сложной оказывается ситуация в начальном профессиональном образовании – в соответствующие образовательные учреждения поступают те абитуриенты, которые не смогли поступить в ВУЗы. Колледжи и профессиональные лицеи стремительно теряют спрос со стороны работодателей, что обусловлено в первую очередь низкой социализацией его выпускников – результатом комплектования «по остаточному принципу».

Возникла и углубляется диспропорция на рынке труда. Квалифицированные работники стали дефицитом, при этом система образования не может «поставить» на рынок необходимых работников. С другой стороны, растет масса людей с дипломом о высшем образовании. Это выпускники с развитыми социальными навыками и большими запросами, но низким профессиональным уровнем.

Есть значительные проблемы и в системе высшего образования:

Бюджетные места во многих ВУЗах, образовательные программы которых не пользуются спросом, заполняются любыми выпускниками школ независимо от их уровня подготовки. Около трети студентов очного обучения на бюджетных местах и более 40% на коммерческих местах имеют по ЕГЭ тройку – по профильным предметам. А по ряду технологических направлений – более 80% студентов. С большой вероятностью такие студенты не смогут освоить сложные профессиональные компетенции инженеров и технологов. Менее половины студентов даже очной формы мотивированы в первую очередь получением знаний, профессиональных компетенций, а не формального диплома о высшем образовании.

Зачастую система работает по инерции, госзадание выдается на обучение узких специалистов по технологиям, практически ушедшим с рынка. По многим специальностям платежеспособный спрос на специалистов на рынке труда отсутствует вовсе.

Россия вплотную приблизилась к всеобщему высшему образованию.

При сохранении существующей ситуации в образовании будет продолжаться расхождение между формальной системой образования и практическим поведением ее участников и потребителей. Феномен «общего высшего образования» – обучение для диплома – в возрастающем числе случаев ведет к поиску абитуриентами таких ВУЗов, которые требуют от них минимальных усилий. Наряду с этим оформилась и быстро развивается параллельная система приобретения реальных профессиональных компетенций на чисто рыночной основе – это и негосударственные ВУЗы, включающие развивающийся сектор корпоративных университетов, и независимые центры повышения квалификации и профессиональных компетенций, специализирующиеся на подготовке квалифицированных работников.

Современная система профессионального образования сталкивается с целым рядом других проблем.

Если вчера больше внимания уделялось изучению теоретических основ и положений, фундаментальных концепций, составляющих основу знаний по различным направлениям, то сегодня необходим переход к сознательному усвоению информации с большей ориентацией на дальнейшее практическое использование ее в профессиональной деятельности и с учетом потребностей работодателей, формирующих рынок труда и заказ на специалистов.

 

6.2. Важность внедрения современной модели непрерывного образования

 

6.2.1. Сфера образования является одной из ключевых и наиболее перспективных площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние в XXI веке. Снижение качества и доступности образования, и как следствие – снижение качества человеческого потенциала, согласно утвержденной указом Президента РФ В.В. Путина от 13.05.2017 № 208 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, относится к основным вызовам и угрозам экономической безопасности нашей страны. Соответствующий уровень экономической безопасности страны в значительной степени зависит от состава кадров, их интеллектуального потенциала и профессионализма, достичь который возможно только при помощи модернизации, реформировании системы образования.

6.2.2. Одной из важнейших идей реформы образования является внедрение современной модели непрерывного образования. которая в свою очередь обеспечивается системой дополнительного профессионального образования (ДПО). ДПО – важный элемент образовательной деятельности, роль которого особенно возросла в связи с резким ускорением научно-технического прогресса, т. к. полученные знания быстро устаревают, а количество новых – стремительно увеличивается.

 

6.3. Организации, предоставляющие услуги ДПО

 

6.3.1. Реализация программ ДПО имеет свои формы и особенности. Слушатели нацелены на рассмотрение конкретных ситуаций, новейших научных и технических достижений. Их профессиональный и жизненный опыт достаточно высок. Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО отличается от ВПО и должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой профессиональной аудитории. Необходимо широко привлекать к преподавательской деятельности в ДПО квалифицированных специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций.

6.3.2. ДПО занимаются самые разнообразные организации. Это курсы, специализированные учебные центры, отраслевые системы ДПО (например, институты Газпрома), профессиональные образовательные организации, учебные центры при организациях-разработчиках, организации ДПО (институты, академии) Минобразования РФ, СУЗы и ВУЗы. Если исключить специализированные организации ДПО (милиция, транспорт, медицина и др.), то деятельность организаций ДПО носит коммерческий характер.

6.3.3. В структуру ДПО для специалистов IT-отрасли входят учебные центры производителей аппаратных и программных средств, которые готовят специалистов по своим продуктовым направлениям. Это небольшие, но сфокусированные на определенных технологиях, центры обучения. Также есть учебные центры, являющиеся структурными подразделениями системных интеграторов, где специалистов обучают, в том числе, внедрению современных информационных технологий. Кроме того, в систему ДПО ITотрасли входят независимые специализированные учебные центры, которые под контролем регуляторов транслируют на рынок труда как технологические компетенции, так и знания в области IT.

При этом каждый тип образовательного учреждения, реализующего программы ДПО, имеет свое назначение, свои преимущества и недостатки.

Позволим себе сделать определенные выводы об особенностях реализации программ ДПО в специализированном учреждении ДПО и в ВУЗе.

6.3.4. Реализация ДПО в ВУЗе имеет минусы.

6.2.4.1. Основной минус ДПО в ВУЗе заложен в самом понятии дополнительного образования. Если есть дополнительное, значит, есть и основное, которому уделяется главное внимание в деятельности ВУЗа.

6.3.4.2. Реализация ДПО в ВУЗе имеет еще ряд минусов. Существует определенная организационная и финансовая бюрократия, обусловленная бюджетным статусом и административным регламентом ВУЗа. Прием сторонних специалистов на выполнение разовых работ часто затягивается. Штатные преподаватели ДПО должны выполнять требования высшей школы (наличие ученой степени и публикаций, отчетность, участие в НИР, ограничение по оплате и т. д.). Преподаватели линейных кафедр ВУЗов не горят желанием осваивать программы ДПО или не знают, как это делать.

Во многих российских регионах ВУЗы не только не в состоянии инициировать новые технологические решения, но не соответствуют уровню лучших выпускников школ своих же регионов. Результаты олимпиады «Я — профессионал» показали очень значительный разрыв качества профессионального образования между ведущими университетами и основной группой ВУЗов. Ключевая проблема региональных университетов — отсутствие или слабость собственных исследований и разработок, оторванность от современного уровня науки и технологий, слабые связи с бизнесом. Многие учебные курсы (в том числе в магистратуре и на старших курсах) ведут преподаватели, которые не проводят собственных исследований и не участвуют в практической деятельности, нет систем поддержки и развития предпринимательских установок и компетенций. Распространены случаи, когда преподаватель одновременно читает 4–5 курсов совершенно разного содержания. Опыт системы ДПО как в России, так и в западных странах говорит о том, что ученые степени и звания преподавателей не являются определяющими. Во многих случаях профессора, доктора наук высшей школы не в состоянии поддержать нужный уровень знаний, умений, особенно в практических областях экономики и производства.

Бросается в глаза существенное старение профессорско-преподавательского состава, несоответствие образовательных программ современному состоянию экономики. Если в формировании базовых компетенций эта ситуация еще более или менее удовлетворительная, то в формировании профессиональных компетенций специалиста на уровне конкретного производства – абсолютно негативная. Здесь и отсутствие практических навыков преподавателей, и потеря связи с предприятиями, и отсутствие базовых кафедр, и многие другие причины.

Одна из важнейших проблем заключается в том, что преподаватель ДПО и преподаватель классической высшей школы обладают компетенциями, иногда взаимно исключающими друг друга.

Хороший преподаватель высшей школы должен быть методистом, который умеет объяснить материал студенту (дать фундаментальные знания), а хороший преподаватель ДПО должен уметь не только хорошо излагать знания, но и оперативно настраиваться на уровень подготовки аудитории, извлекать знания из слушателей, обеспечивать обмен опытом, определять направление дискуссии, структурировать и обобщать высказанные специалистами положения, вникать в конкретные, предлагаемые слушателями ситуации, отвечать на практические вопросы. По этой причине те компетенции, которыми обладают блестящие преподаватели-лекторы, часто оказываются деструктивными в ДПО.

Беда многих традиционных образовательных учреждений сферы дополнительного профессионального образования состоит также в том, что они до сих пор пытаются предлагать традиционные образовательные услуги, т. е. то, что умеют, и совершенно не изучают и не учитывают запросы населения, т. е. то, что нужно и востребовано.

6.3.4.3. Финансовая сторона дела. Стратегия и тактика реформирования, которую Россия реализует в последние годы в сфере высшего профессионального образования, во многом сопряжена с его коммерциализацией. Если еще несколько десятилетий назад образование и бизнес рассматривались как сферы антагонистичные, и проникновение маркетинговых механизмов, инструментария в систему высшего профессионального образования не представлялось возможным, то в настоящем можно наблюдать начало становления рыночных отношений в сфере оказания образовательных услуг.

И все же следует отметить нежелание или неспособность рассматривать систему ДПО в ВУЗе как коммерческий проект, требующий предварительного вложения денег. Всё сводится к пассивному ожиданию: кто обратится за повышением квалификации и профессиональной переподготовкой, того и обучают. За редким исключением проводится реклама по реализуемым основным образовательным направлениям или рассылка приглашений по региональным промышленным предприятиям. Перспективность направлений ДПО, как правило, оценивается руководителями ВУЗов по привлеченным финансовым ресурсам, и от них же отталкиваются в принятии решений об обеспечении этих направлений требуемыми учебными материалами и оборудованием. Реализуется принцип «сначала деньги, затем вложения» – что в корне недопустимо. Если ДПО – это коммерческий проект, то работа по его реализации должна строиться по принципу «сначала вложения, затем прибыль».

Привлечение дополнительных денежных средств, столь необходимых ВУЗам в условиях экономической нестабильности и дефицита финансирования, является главной задачей деятельности системы дополнительного образования в ВУЗе. Для многих ВУЗов схема привлечения денежных средств через систему дополнительного образования выглядит следующим образом. ВУЗ подает программы на конкурсы Министерства образования и науки, которые либо получают, либо не получают федеральное финансирование. В случае получения финансирования задача ВУЗа заключается в проведении соответствующих курсов с целью освоения поступивших финансов. При этом по программам повышения квалификации ВУЗ может обучить ровно столько слушателей, сколько позволяет полученное им федеральное финансирование. Подобная схема означает, что дополнительное образование ВУЗа достаточно пассивно, потому что ВУЗ не стремится к расширению своей целевой аудитории и к поиску новых ниш на образовательном рынке.

6.3.4.4. Привлечению денежных средств мешает также достаточно бюрократическая система ВУЗовского образования и подчиненное положение дополнительного образования по отношению к основному. Многие рабочие моменты дополнительного образования – реклама в СМИ, издание рекламных буклетов, оплата работы преподавателей на дополнительных образовательных программах по договорам ГПХ и др. – могли бы решаться проще и мобильнее внутри системы дополнительного образования без долгого согласования в разных инстанциях ВУЗовской администрации. Практика такова, что, аккумулируя денежные поступления в общий «котел» ВУЗа, система дополнительного образования не имеет своих фондов и нередко функционирует по принципу «сапожник без сапог». Более того, люди, управляющие деятельностью дополнительного образования, часто делают это больше из альтруизма, чем материальной заинтересованности. К сожалению, то же самое можно сказать и о работающих в системе дополнительного образования преподавателях.

6.3.4.5. Наконец, обратимся к рекламно-маркетинговой стороне дела. Нужно сказать, что потенциал коммуникативных и рекламных средств, способных обеспечить осведомленность всех целевых аудиторий, на которые ориентированы образовательные услуги ВУЗа, соответствующей информацией, сегодня представлен достаточно широко. Однако эти возможности большинством ВУЗов используются не в полной мере, а порой и вовсе игнорируются. Неохотно инвестируя в рекламу, руководство ВУЗов тем самым демонстрирует некоторый скепсис относительно того, что эти затраты целесообразны, что объем и структура рекламного бюджета оправданы.

6.3.5. Небольшие коммерческие и некоммерческие образовательные структуры ДПО обладают большой гибкостью, готовы оперативно выполнить любой заказ, пригласить и оплатить услуги требуемого специалиста-преподавателя.

6.3.5.1. Во многих случаях такие организации имеют хорошо развитое организационномаркетинговое подразделение и небольшое число штатных преподавателей, а требуемые на конкретные программы специалисты привлекаются по мере необходимости. Доля штатных преподавателей и штатных совместителей в среднем по системе ДПО не превышает 50%. Остальные преподаватели работают на условиях почасовой оплаты или по договорам подряда. Малая, по сравнению с ВУЗами, доля штатных преподавателей в сфере ДПО связана со спецификой слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и повышающих квалификацию с целью получения дополнительных конкретных знаний и компетенций, которые далеко не каждый штатный преподаватель может им дать. Мотивация слушателей существенно отличается от мотивации студентов, не говоря уже об уровне профессиональных знаний и жизненном опыте, которым обладают взрослые специалисты.

6.3.5.2. Современный учебный центр представляет собой комплексный бизнес. Если 10-15 лет назад учебный центр представлял собой специализированную учебную организацию, занимающуюся обучением слушателей какой-либо деятельности или нескольким смежным областям деятельности, то в настоящее время учебный центр представляет собой, по сути, тренинговую и консалтинговую компанию.

Современный процесс обучения может быть как групповым, так и индивидуальным. Индивидуальный процесс обучения более близок к предоставлению консалтинговых услуг, где эксперты проводят обучение в соответствии с конкретными задачами клиента. Также и процесс группового обучения становится более близок к индивидуальному обучению, так как программа обучения гибко меняется в соответствии с пожеланиями и задачами слушателей. Программы обучения, в данном случае, становятся нацеленными на решение определенных практических задач, их становится много, каждая из них конкретно выражает требования определенной группы клиентов.

Следует отметить еще тот факт, что учебные центры уже стали являться не просто дополнительным образованием, а постоянным спутником любого профессионала. Быстрое развитие научно-технического прогресса и накопление знаний во всем мире не позволяет профессионалу быть в курсе всех современных тенденций. С другой стороны, темп современной жизни не оставляет времени на самостоятельное развитие, гораздо проще пройти краткосрочные тренинговые курсы и получить лучший набор знаний по профессии, который уже выбрали профессиональные преподаватели, исходя из мирового опыта и лучших используемых практик.

6.3.5.3. Наш более чем 25-летний опыт позволяет сделать определенные выводы об особенностях реализации программ ДПО в специализированном учебном центре ДПО. Современный специализированный учебный центр – это, прежде всего, сплав практики и теории. За многие годы существования наш технический департамент накопил большой опыт работы с программно-техническим обеспечением (ПТО), наши сотрудники стали экспертами высокого уровня, имеющими официальные сертификаты от компаний-производителей. Пока компания расширяла свою продуктовую корзину, наши технические специалисты наращивали свои знания в продукции. Мы готовы поделиться своими знаниями с нашими клиентами.

Производителю ПТО и системному интегратору по статусу положено встречаться с партнерами, клиентами, отвечать на вопросы, рассказывать, рассказывать и рассказывать о продукции как можно подробнее и достовернее. Но это не единственный способ донести до своего потребителя только правду и ничего, кроме правды. Когда важно научить, фокус внимания смещается от простой презентации к обучению.

Для оперативного обучения эксплуатационного персонала и технических специалистов заказчиков при головном офисе компании создан современный учебный центр. Курсы по новым разработкам, программно-техническим продуктам и ключевым решениям организуются на регулярной основе. Перечень программ постоянно актуализируется и расширяется. Нашей компанией разработаны программы обучения работе с ПТО как отечественного, так и зарубежного производства.

Обучение проводится в форме лекционных и практических занятий. В качестве преподавателей выступают ведущие инженеры компании. Все учебные места оснащены действующим оборудованием и подключены к аппаратным решениям, имитируя реализованные проекты и позволяя анализировать работу устройств в реальных условиях. Специалисты компании уделяют повышенное внимание практической составляющей курсов, а также помогают решить конкретные технические задачи, актуальные для того или иного предприятия.

Многие организации и физические лица регулярно пользуются услугами нашего учебного центра.

6.3.5.4. Еще одним отличием современного учебного центра является то, что его клиентами являются не только отдельные слушатели, а бизнес-структуры, которые хотят повысить профессиональную подготовку своих сотрудников в каких-либо направлениях. Такая работа, когда клиентом учебного центра является бизнес, становится в настоящий момент основной движущей силой всей отрасли обучения, так как если отдельный слушатель оплачивает свое обучение самостоятельно и, соответственно, имеет ограниченные финансовые ресурсы, то бизнес имеет таких ограничений гораздо меньше.

6.3.6. Проведенный нами анализ позволил выяснить, что важнейшим критерием образовательной деятельности явилось следующее: все то, что преподают в невузовском учебном центре должно выполняться практически преподавателями на постоянной основе и являться одним из видов деятельности учебного центра, т.е. «то, что мы преподаем, мы должны делать сами».

Это является необходимым условием обеспечения слушателей навыками и компетенциями, которые необходимы для работы, это необходимо для устранения разрыва между обучением людей и выполнения ими реальных обязанностей на производстве и в бизнесе, это устраняет то, за что критикуют сегодня многие ВУЗы: за устаревшие программы.

6.3.7. Все перечисленные учреждения имеют свои особенности, свои подходы к обучению, и каждый выполняет собственную миссию. Но в совокупности все имеющиеся структуры ДПО реализуют общую задачу – готовят квалифицированные кадры для российской экономики и органов государственного управления. При этом необходимо усилить координацию в системе образования, в том числе межведомственную.

 

6.4. Современное организационное и технологическое обеспечение ДПО

 

6.4.1. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от           1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» разрешена реализация дополнительных профессиональных программ с использованием модульных, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевых формах обучения. Концепция маршрутного или сетевого обучения при повышении квалификации кадров используется в ВУЗах, подведомственных Минобрнауки России, в соответствии с приказом Минобрнауки России № 1098 от 26.12.2012.

6.4.2. В России созданы онлайн-платформы дистанционного образования, и многие образовательные организации продвигают именно такой образовательный формат. Переход к онлайн-платформам, держателями которых выступает несколько образовательных организаций, можно рассматривать как способ вытеснения конкурентов с рынка ДПО. Поэтому можно прогнозировать, что доминирующее положение на рынке займут те образовательные организации, которые разработают качественные онлайн-курсы, способные конкурировать с другими предложениями, а доход будет обеспечен за счет массовости. Наряду с дистанционным может начать активнее развиваться качественное очное ДПО по перспективным технологическим направлениям, где преподаватели не просто хорошо знают свой предмет, но понимают, каким образом следует обучать слушателей.

6.4.3. Модульное образование является современным инновационным направлением в образовательной деятельности, которое содержит ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой образования для обучающегося, преподавателя и образовательного учреждения. Все программы должны быть построены по модульному принципу, что позволит осуществить их поэтапное освоение или построить программу любой продолжительности из набора модулей.

Образовательная программа в данном случае формируется на основе выбора модулей из общей образовательной программы. Сущность технологии модульного обучения состоит в том, чтобы правильно и функционально разделить содержание исходной дисциплины на лаконичные и законченные блоки согласно профессиональным задачам и необходимым современным требованиям. Модульная образовательная программа — это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации. Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении модульных единиц и модульных элементов, при котором нет строго заданного срока обучения, так как оно зависит от уровня подготовленности слушателя, его предыдущих знаний и умений, желаемого уровня получаемой квалификации. Модульная система профессионального обучения и повышения квалификации взрослого населения предполагает, что учебный план и рабочая программа будут составляться в зависимости от компетентности конкретного слушателя и носить индивидуальный характер без обязательной «привязки» к часам. Слушатель частично или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему учебной программой, которая содержит в себе целевую программу действий, базы информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей. В этом случае функции преподавателя изменяются от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих.

6.4.4. Распаковка представления образовательных услуг. Достижения в области информационных технологий сделали возможным разбить, «распаковать» единый комплекс образовательных услуг как набор товаров, ранее предоставляемых в одном «магазине-университете», на их составные части и продать их по отдельности, позволяя индивидуально их настраивать и снижать цены. При этом чаще наиболее эффективным оказывается не фирменный магазин - универмаг, в котором продуктуслуга «продается» в комплекте, сборе и производится той же фирмой без возможности выбора, а образовательная система - супермаркет, в котором потребитель складывает в корзину продукты-услуги разных производителей, выбирая их по основному показателю общества потребления: соотношения цена/качество.

 

6.4.5. Реализация образовательных программ в сетевой форме

 

6.4.5.1. О преимуществах реализации образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Сеть по реализации образовательных программ представляет собой совокупность сотрудничающих организаций и объединений, скооперированных между собой для реализации единых целей. Сетевая структура рассматривается как определенным образом сформированная система контактов или взаимодействий между элементами сети. Организационная структура сети устанавливает распределение ответственности и полномочий внутри системы и опирается на сетевой принцип организации управления, который характеризуется полной автономностью организационных (сетевых) элементов, использованием договорных отношений на всех уровнях и между самими уровнями управления в сети, опорой на механизмы бизнес-менеджмента. Сетевая структура опирается на сетевую форму управления, т.е. использующую сетевые связи, отношения и технологии, и объединяющая два противоположных принципа - конкуренцию и кооперацию. Их удается совместить именно за счет специализации элементов сети.

6.4.5.2. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Сетевое взаимодействие позволяет:

- распределять ресурсы при общей задаче деятельности;

- опираться на инициативу каждого конкретного участника;

- осуществлять прямой контакт участников друг с другом;

- использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

Сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования. За счет сетевого взаимодействия предоставляется возможность получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить индивидуальную траекторию развития.

Конфигурация построения региональных сетей может быть выстроена на основании двухсторонних или многосторонних «рамочных» договоров о взаимодействии.

6.4.5.3. При этом возможны и более эффективные формы построения сети: отраслевые кластеры и консорциумы.

Еще один вид партнерства, когда собраны консорциумы компаний и образовательных организаций. Подобные сложные формы позволяют вовлекать в вопросы сетевого взаимодействия по подготовке кадров более широкий круг различных институтов, делая их равноправными участниками единого образовательного процесса.

К участию в подобных структурах рекомендуется привлекать на территориальном уровне:

• организации высшего образования;

• однопрофильные профессиональные образовательные организации;

• специализированные организации ДПО;

• образовательные организации работодателей;

• региональные учебно-методические объединения и комиссии;

• предприятия реального сектора экономики.

При этом есть тренд и на усиление корпоративного ДПО, организуемого компаниями для своих сотрудников, при минимизации аутсорсинга образовательными организациями ДПО как внешними провайдерами образования. По такому пути идет, например, Корпоративный университет Сбербанка, поскольку, по мнению его руководства, ВУЗы не успевают за изменениями в бизнесе и дают слабые практические навыки. Это еще один довод о минусах ДПО в ВУЗах.

 

6.5. ЦООП - новый бренд развития компетенций региона

 

Благодаря выигранному Республикой Мордовия в 2019 году гранту в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» на площадке Саранского электромеханического колледжа открылся Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦООП), который объединил всю систему среднего профессионального образования Мордовии для получения образования всем в него обратившимся.

Колледж в свое время подготовил заявку, подал ее в Правительство РМ и на конкурсной основе был выбран площадкой для открытия новой образовательной структуры на своей базе. Принцип работы будет следующий: все заведения СПО республики взаимодействуют с работодателями, они, в свою очередь, подают заявку в ЦООП на подготовку необходимых им «штучных» специалистов либо специалистов массовых профессий, на которых имеется спрос. В ЦООПе для каждого слушателя будет выстраиваться уникальная образовательная траектория, и в дальнейшем он гарантированно трудоустроится. Здесь смогут пройти обучение все, кто хочет приобрести востребованную профессию, сменить ее или повысить квалификацию по имеющейся специальности.

Всего на организацию ЦОППа было выделено 20 млн 400 тыс. рублей федеральных и 400 тыс. рублей республиканских средств. ЦОПП — это новая региональная структура, призванная осуществлять подготовку кадров для реализации потребностей экономки региона, обеспечивать регион кадрами новой формации, формировать в регионе качественный человеческий капитал.

ЦОПП — это площадка-агрегатор и оператор ресурсов для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс. Создание ЦОП позволит сформировать новую экосистему профессионального образования: максимально эффективно использовать специализированные центры компетенций по стандартам Ворлдскиллс, создать условия для непрерывного образования, сформировать экспертное сообщество по широкому кругу компетенций.

Возможность обучения в ЦООПе следует рассматривать как фактор развития системы среднего профессионального образования региона. Вне всякого сомнения, это огромный шаг вперед в плане развития непрерывного образования. Но этим не должно исчерпывается развитие системы непрерывного образования.