Электроника

 

8 (834-2) 47-73-97

28 | 05 | 2024

Описание предлагаемого к разработке и реализации проекта «Мордва России»

5.1. Что будет сделано 

5.1.1. Предлагаемый к разработке и реализации проект «Мордва России» направлен на развитие Интернет-среды как фактора трансформации культурных и образовательных связей мордовского народа.

 Будут сделаны следующие конкретные шаги:

5.1.1.1. Создание и обеспечение функционирования ЦМКОС – центра методического, информационного и программно-технического обеспечения информационной среды межрегиональных культурных и образовательных связей мордовского народа.

5.1.1.2. Разработка и ввод в действие информационного портала "Мордва России" в сети Интернет как основного системообразующего элемента единой информационной сети между населением и учреждениями культуры и образования, Мордовии и других регионов РФ с компактным проживанием мордовского населения с дальнейшим представлением портала в системах российской и международной коммуникации.

5.1.2. Разработка и реализация проекта предусматривает циклы создания, развития и поддержки. Это требует отдельных компетенций и внедрения принципиально новых структур в бизнес-процессы исполнителя. Целесообразно создать специальное выделенное подразделение, обслуживающие проекты наших клиентов на постоянной основе. Если в проектной работе задачи идут подряд и группируются в крупные блоки, то задачи по поддержке и развитию, как правило, имеют меньшие объемы и возникают в случайный момент времени.

Необходимо создание и обеспечение функционирования центра методического, информационного и программно-технического обеспечения информационной среды межрегиональных культурных и образовательных связей мордовского народа (ЦМКОС). Должно быть предусмотрено развитие образовательной инфраструктуры, в том числе оснащение организации оборудованием, расходными материалами, средствами обучения, обеспечение кадрами для реализации дополнительных образовательных программ и проведения образовательных мероприятий.

5.1.2.1. В состав ЦМКОС должны входить:

- служба производства программных продуктов;

- служба техподдержки;

- служба администрирования информационных систем;

- служба координации работ сетевого объединения методистов.

ЦМКОС – площадка для разработки, внедрения и сопровождения конвергентных образовательных и культурных проектов и технологий, объединяющая инициативы разработчиков проектов, педагогов, учителей мордовских языков, культработников с целью обеспечения непрерывного роста качества обучения.

5.1.2.2. Основная миссия – всестороннее содействие в решении актуальных задач, стоящих перед педагогической общественностью Мордовии, предоставление учителям мордовских языков качественной методической поддержки образовательных услуг.

5.1.2.3. Задачи центра:

1). Развитие образовательной инфраструктуры, в том числе оснащение организации оборудованием, расходными материалами, средствами обучения, обеспечение кадрами для реализации дополнительных образовательных программ и проведения образовательных мероприятий.

2). Создание сетевой среды виртуального электронного обучения посредством внедрения системы управления обучением LMS MOODLE.

3). Разработка методических и дидактических образовательных материалов.

4). Создание и размещение в сети Интернет нового поколения электронных учебников и учебных пособий по мордовским языкам и литературе.

5). Создание информационной базы данных о наличии методических программ, пособий, рекомендаций по вопросам организации учебного процесса в разных типах учебных заведений Мордовии и мордовской диаспоры.

6). Выполнение основных функций в части оказания методической, консультативной, информационной и программно-технической поддержки мордовских образовательных и культурных учреждений, центров культуры, редакций газет.

7). Разработка и реализация на основе LMS MOODLE электронного учебно-методического обеспечения для самостоятельного изучения мордовских языков дистанционно взрослыми.

8). Проведение методической экспертизы разработанных электронных курсов с последующим внедрением их в образовательный процесс организаций-партнеров проекта.

9). Включение в разрабатываемый Интернет-портал, сегмента «сетевое объединение методистов»; интерактивный сегмент для оказания консультативной помощи при разработке, внедрении и сопровождении различных проектов в сфере образования и культуры.

5.1.3. Выделяют несколько видов порталов: информационный портал, портал для совместной работы, портал экспертизы, портал знаний… Все они должны отвечать одному основному требованию: быть «главным входом» в пространство, структурированное определенным образом. К этому следует добавить и еще несколько требований: многоуровневость и многофункциональность, доступ к качественной информации, единое оформление всех страниц при оригинальном дизайне, высокую посещаемость.

Предлагаемый к разработке Интернет-портал должен соответствовать всем этим требованиям.

5.1.4. Предлагаемый проектом информационный ресурс планируется организовать в форме Интернет-портала с информационным и функциональным блоками.

5.1.4.1. Информационный блок предлагается организовать по следующим основным рубрикам:

1). Официальный сегмент Интернета. Сюда относятся сетевые ресурсы, созданные с целью презентации в глобальной виртуальной сети учреждений государственной власти и управления.

Структура официального сегмента Интернета:

- сайты республиканских и муниципальных структур;

- территориальные структуры органов государственного управления РФ по РМ;

- сайты государственных образовательных и научных учреждений;

- сайты культурных учреждений.

2). Законодательные и нормативные документы в сфере национальной культурной и образовательной политики:

международные;

Российской Федерации;

Республики Мордовия;

регионов России.

3). Хроника общественно-политических событий (съезд мордовского народа, форумы фестивали и пр. мероприятия).

4). Праздники.

5). История этноса.

6). Материально-бытовая культура: устройство быта и ведение хозяйства; памятники культуры, архитектуры, пр.; традиционная одежда и национальный костюм; этническое в современной моде.

7). Национальная литература: мифология этноса: сказки, легенды, предания, эпосы; национальная библиотека.

8). Современная национальная жизнь. центры национальной культуры; культурно-национальные автономии; общественные национальные организации и объединения.

5.1.4.2. Функциональный блок предлагается организовать следующим образом.

1). Поисковая система портала.

2). Сегмент новостей для освещения последних общественно-политических событий и мероприятий по национально-культурной проблематике.

3). Форум для организации обсуждения актуальных тем и документов, касающихся аспектов национальной политики и национально-культурной автономии.

4). Ярмарка идей для инициации создания и реализации различных проектов и инициатив в области образования и культуры республиканского, этнического, межэтнического, международного характера, а также для предложения новых форм широкого гражданского взаимодействия и коммуникации.

5). Партнерство и сотрудничество. Сегмент, в котором можно познакомиться с действующими и реально предлагаемыми программами и осуществить поиск партнеров или предложить свои формы сотрудничества.

6). Интерактивный сегмент «Мордовская культура».

7). Интерактивный сегмент «Мордовские языки интерактивно».

8). Сегмент «Сетевое объединение методистов».

9). Интерактивный сегмент для оказания консультативной помощи при организации различных проектов в сфере образования и культуры.

5.1.5. Интеграция портала с социальными сетями должна быть ориентирована на привлечение как можно большего количества людей. Когда посетители обнаруживают содержимое портала, они могут поделиться им со своими друзьями, которые снова могут поделиться им со своими друзьями. Очень скоро о портале узнают посетители, которые при иных обстоятельствах могли вовсе о нем не слышать.

Интеграцию социальных сетей с Интернет-порталом предлагается проводить двумя способами:

5.1.5.1. Использовать информацию текущего посетителя из социальных сетей, чтобы контролировать, какое содержимое на портале будет наиболее актуальным. Использование этого подхода поможет посетителям портала найти новое содержимое на портале. Это действие поможет расширить охват и увеличить конверсию на портале.

5.1.5.2. Публиковать информацию с Интернет-портала в социальных сетях или, например, добавить к опубликованной статье кнопку "Нравится". Это действие позволит расширить охват контента, содержащегося на портале, за его пределами и связаться с друзьями и коллегами посетителей портала.

5.1.6. Качественный Интернет-портал должен предоставить посетителям большое количество полезной информации. При этом ресурс будет иметь простую и продуманную навигацию, чтобы каждый пользователь мог быстро находить необходимую информацию. При условии правильной разработки ресурс становится своего рода путеводителем, направляющим пользователей на другие сайты. Его посещают люди, имеющие схожие интересы.

 

5.2. Обоснование соответствия творческой концепции проекта тематическому направлению

 

Одним из феноменов, рожденных всемирной паутиной, является так называемый «национальный» Интернет. Под «национальным Интернетом» принято понимать совокупность сетевых ресурсов, ориентированных с той или иной степенью целенаправленности на аудиторию, абсолютную или значительную долю в которой составляют представители одной этнической группы.

В Российской Федерации вопросам использования национальных языков в Интернете уделяется мало внимания. Это свидетельствует как о положении миноритарных языков в России, так и о непонимании продуктивности новых информационных технологий для развития и поддержки национальных языков.

В определенной степени исключением в этой ситуации является Республика Татарстан. Именно здесь впервые в РФ, благодаря принятому в 2003 г. Указу Президента РТ «Основы государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи на 2003–2007 годы», была заложена стратегия развития государственного сектора татарского Интернета. В рамках Государственной программы РТ «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы», реализован ряд мероприятий, направленных на продвижение татарского языка в сети Интернет

Татарский Интернет представляет собой один из самых развитых национальных глобальных виртуальных сетей народов России. В нем впервые появилась веб-страничка на миноритарном языке России и свой домен первого уровня. Позитивным показателем развития татарского Интернета является возникновение его коммуникативного сектора.

И тем не мене, по результатам проведенных исследований языковой ситуации в татарском Интернете эксперты Татарстана считают, что татарский Интернет, его потенциал в условиях современного информационного пространства остается не достаточно реализованным. Основным языком передачи информации в татарском Интернете является русский язык.

Что уж тут говорить про другие национальные языки в регионах РФ. Особенно – о положении мордовских языков и связанными с этим лингвистическими процессами в Интернет-пространстве.

Важным шагом должна стать выработка обязательных к исполнению в Республике Мордовия механизмов поддержки и развития мордовских языков в сети Интернет.

Статус мордовских языков в сети Интернет в настоящее время не соответствует статусу государственных языков РМ. Языки нуждаются в более эффективных мерах поддержки и в целенаправленной политике, ориентированной на укрепление их позиций.

Изменению ситуации в официальном сегменте способствовало бы принятие нормативно-правовых актов, обязывающих государственные учреждения Республики Мордовия иметь контенты на трех государственных языках в равных объемах и надлежащий контроль за соблюдением обязанностей.

Назрела необходимость в создании методической базы, которая позволит:

- классифицировать сайты;

- выработать систему критериев, для определения соотношения (пропорции) языков в передаче информации;

- изучать и выявлять соотношение всех языков, применяющихся в данном сегменте Интернета.

Также необходима и разработка специальных программ по развитию этноязыковой среды в коммуникативном и в коммерческом секторах официального сегмента Интернета, подразумевающих грантовую поддержку внедрения мордовского интерфейса на уже созданных или возникающих ресурсах.

 

5.3. Обоснование актуальности и общественной значимости проекта

 

По данным ЮНЕСКО, каждый год в мире исчезают 10 языков. При современном отношении к проблеме, по некоторым прогнозам, в XXI веке возможно исчезновение от 50 до 90 % ныне существующих языков. Мордва наиболее сильно страдающий от ассимиляции народ России после карел. От переписи к переписи снижается число лиц мордовской национальности, считающих мокшанский и эрзянский языки родными. Их сохранение — дело, не терпящее отлагательства. "Надо возрождать программу сохранения национальных языков народов России", заявил В.В. Путин на молодежном форуме «Машук» 15 августа 2018г.

В последние годы народы России переживают качественно новый этап развития, который характеризуется ростом этнического самосознания, обостренным вниманием к проблемам сохранения и развития национальных культур, языков, традиций, обычаев.

В среде эрзян и мокшан не только в Мордовии, но и в регионах России с компактным проживанием мордвы наметилась тенденция возрождения чувства этнической самоидентификации, интереса к истории и культуре мордовского народа, совершенствованию системы изучения мордовских (мокшанского и эрзянского) языков.

Коснувшись темы снижения численности мокшан и эрзян, Глава Мордовии сделал акцент на укреплении связей с диаспорой. Он подчеркнул: вопрос не в том, что мордвы стало меньше, а в том, что многие представители этого народа разъехались по стране. И важно, чтобы они не забывали о малой родине.

 «Поэтому наша задача – опять их собрать. Время собирать камни! – заявил Артем Здунов. - Мы не такие простачки, чтобы сократить свою численность. Сейчас возобновили работу с нашим землячеством в Москве, именно молодежным крылом. Их раньше никто не собирал! Сейчас они общаются с отцами-основателями землячества московского. Очень хороший конгломерат получается».

С развитием Интернета есть возможность создания виртуальной общины (imagined community). Конструктивисты говорят, что все социальные формы ментально конструированы, в том числе понятие нации. В Интернете нация может существовать как networked imagined community. Дело в том, что Интернет предлагает альтернативное видение понятия ·родина. В случае диаспорных сообществ, киберпространство позволяет нации, с одной стороны, преодолеть изоляцию, ностальгию, боль существования вдали от родины, с другой стороны, позволяет мобилизоваться и реконструировать свои связи с родиной и культивировать чувство родины.

Актуализация языковых вопросов связана не только и не столько с озабоченностью представителей российских народов низким уровнем владения родными языками, сколько с потенциальной возможностью потери своей этнической самоидентификации. Проблема сохранения языков коренных народов  России по мере углубления процессов полиэтнизации будет лишь углубляться.

 

5.4.  Обоснование уникальности проекта

 

Предлагаемый проект направлен не только (и не столько) на создание, объединение, развитие и поддержку информационных ресурсов в сферах образования, культуры на мордовских (мокшанском и эрзянском) языках средствами технологии Интернет. Пользователям будет также предоставлен большой набор специализированных услуг, таких как дистанционное обучение и обучающее консультирование, поиск партнеров, юридический консалтинг, информационный консалтинг и др.

Особенностью предлагаемого проекта является то, что создается сетевой проект с участием широкого круга исполнителей. Проект будет организован таким образом, чтобы создателями контента стали не только культурные и образовательные учреждения Мордовии, но и культурно-национальные автономии и различные общественные объединения регионов РФ. Важно создать не просто архивный информационный ресурс по истории и культуре мордовского народа, а рабочую директорию, отражающую on-line реальную жизнь и процессы национальной самоорганизации.

 

5.5. Информационное сопровождение проекта

 

Каналы коммуникации будут выбираться с учетом особенностей потенциальных пользователей:

1. Путем рассылки пресс-релизов и пост-релизов в СМИ Мордовии и других регионов РФ.

2. Размещение материалов в газетах «Известия Мордовии», Эрзянь правда«Эрзянь мастор», «Мокшень правда», на телевидении – «ГТРК Мордовия» и др.

3. Информационные потоки, пущенные через Интернет, на сегодняшний день дают высокие результаты, при этом они менее затратны, чем сопровождение проекта на телевидении, радио, в газетах и журналах. Значительная роль отводится сайтам: организации-разработчика (arsema.ru), партнеров проекта (delmor.net, mordvarf.ru,e-mordovia.ru). Идеальный способ подбора целевой аудитории - блоги и соцсети (goloserzi.ru, uralistica.com, vk.com/mordva_mordoviya и др.). Там есть уже сформированные сообщества, интересы которых совпадают с ожиданиями продвигаемого проекта. Результативными будут и личные способы передачи информации: живое общение во время мероприятий телефонные звонки, персонифицированные письма.

5.6. Использованная информация

 

1). Закон РФ "О языках народов Российской Федерации" от 25.10.1991 N 1807-1 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/

2). Заседание Совета по науке и образованию

http://kremlin.ru/events/president/news/64977

3). Прямой эфир с главой РМ

https://rg.ru/2023/08/03/reg-pfo/glava-mordovii-podelilsia-opytom-izucheniia-nacionalnyh-iazykov.html

4). Популяризация языка этноса в социальных сетях

https://cyberleninka.ru/article/n/populyarizatsiya-yazyka-etnosa-v-sotsialnyh-setyah

5). Государственная программа «Сохранение и развитие национальной культуры, государственных языков Республики Мордовия и других языков в Республике Мордовия».

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1300202201020034?index=2

6). Владимир Путин в Йошкар-Оле провел заседание Совета по межнациональным отношениям

https://www.1tv.ru/news/2017-07-20/329185-vladimir_putin_v_yoshkar_ole_provel_zasedanie_soveta_po_mezhnatsionalnym_otnosheniyam

7). Языковая ситуация в республике Башкортостан на современном этапе

https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-situatsiya-v-respublike-bashkortostan-na-sovremennom-etape-1

8).Пресс-конференции, посвященной Международному дню родного языка.

https://rg.ru/2022/02/19/andrej-kibrik-v-rossii-uzhe-ne-277-rodnyh-iazykov-a-tolko-160.html