Электроника

 

8 (834-2) 47-73-97

20 | 04 | 2024

Школьники не могут сдать ЕГЭ без репетитора

Министр Ливанов недоволен массовым распространением частных уроков.
На днях министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что считает ненормальной ситуацию, когда школьник не может самостоятельно освоить школьную программу и вынужден обращаться к репетитору за помощью в подготовке к Единому государственному экзамену.

Как учатся дети министра

С 2009 года ЕГЭ — это одновременно выпускной экзамен в школе и вступительный экзамен в вуз. Обязательными для выпускников школ являются экзамены по русскому языку и математике, остальные предметы школьники сдают по выбору.
Дмитрий Ливанов встревожен тем, что будущие выпускники не в силах подготовиться к ЕГЭ в школе. «Это, конечно, абсолютно ненормальная ситуация. Я считаю, ребенок должен хорошо в школе учиться без помощи репетиторов. В принципе, в нормальной школе у него времени-то нет на то, чтобы еще дополнительно заниматься», — сказал Ливанов журналистам в понедельник.
Как исправить данную ситуацию, министр не пояснил, добавив, что его собственные дети осваивают школьную программу без помощи репетиторов. Исключением стала лишь подготовка к выпускному сочинению старшего ребенка. «Но это точно не имело характер помощи к школе, была только некоторая подготовка к экзаменам», — объяснил глава Минобрнауки.

Теневой рынок образования

Репетиторство часто называют «теневым образованием», то есть образованием, которое находится за рамками основного, дополняя его. Сегодня рынок репетиторских услуг стал по-настоящему массовым. Если в советское время информация о репетиторах передавалась с помощью «сарафанного радио», от школьника к школьнику, от родителя к родителю, то сегодня найти частного преподавателя проще простого.
По запросу «репетитор» любой поисковик выдает тысячи объявлений. Свои услуги по подготовке к ЕГЭ предлагают как частные учителя, так и специализированные агентства по их подбору.
Цены разнятся: в Москве и Санкт-Петербурге подготовка ребенка к ЕГЭ обойдется в среднем в 1000 рублей в час, в регионах суммы скромнее, здесь преподаватели предлагают свои услуги за 400 рублей в час в среднем. Эксперты оценивают общий объем рынка услуг частных преподавателей в России примерно в 60–70 млрд рублей в год. Налоги с этих заработков преподавателями практически не платятся.
Похожая ситуация сложилась и в других странах. Марк Брэй, директор Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию (CERC) в Университете Гонконга, более десяти лет занимается проблемой репетиторства в мире. Как показали исследования Брэя, дополнительные занятия со своими учениками за отдельную плату считаются приемлемыми в Индии, государствах Африки. Более того, при отказе родителей от подобных услуг можно ожидать плохого отношения к ребенку со стороны учителя, которому отказали в подработке репетиторством.
Иначе обстоит дело в Европе: например, во Франции и Австрии законодательно запрещено заниматься со своими учениками платно. В скандинавских странах услуги репетиторов почти не востребованы — уровень образования позволяет получить все необходимые знания в стенах школы.
Если раньше к частным репетиторам обращались в первую очередь для подготовки к экзаменам в университет, то сегодня частные занятия берут на себя функцию подготовки к выпускным экзаменам, возложенную на школы, считает частный репетитор Александр Б.
Преподаватель вуза, кандидат наук, Александр готовит школьников к единому экзамену по русскому языку: «Я занимался в свое время переподготовкой учителей и часто видел, что учителя не знают элементарных вещей, — рассказывает он. — Сейчас школы столкнулись с ситуацией, когда выпускники не писали сочинение много лет. Все тестовые задания единого экзамена простые, этому можно научить, грубо говоря, обезьяну. Но как только заходит речь о сочинении, в большинстве случаев школьники встают в тупик. Этому виной общее падение качества подготовки учителей».
«Сейчас во многих регионах есть сильные, серьезные школы, которые без репетиторов, дополнительных занятий, просто на том высоком уровне, который удалось сохранить, готовят школьников. Но таких в стране осталось мало, я это вижу по тем результатам, которые мы получаем с помощью независимых замеров, — делится своими наблюдениями председатель Всероссийского Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Мы видим падение качества на уровне предметников, это обусловлено очень слабой переподготовкой учителей. К повышению квалификации и прохождению аттестации учителей в большей степени относятся формально».
Уровень подготовки репетитора оценить сложно: сегодня частными уроками не занимается только ленивый, объявления дают преподаватели вузов, школьные учителя, студенты. Однако проверить качество предоставляемых услуг можно только постфактум – сдал ученик экзамен или нет.

Дорогие страхи

Главной причиной обращения к репетитору эксперты называют обычную неуверенность в своих знаниях. «Учителя и частные репетиторы пользуются банальным страхом перед механизмом тестирования, — продолжает Панин. — С момента введения ЕГЭ было много бурных обсуждений недостатков этой технологии, конечно, это очень сильно психологически влияло и на родителей, и на учеников. И до сих пор этот страх глубоко сидит в подсознании. Сложно с этим бороться, кроме как проводить психологическую подготовку к выпускным экзаменам».
Виктора поддерживает директор московской гимназии №45 Михаил Шнейдер. «Первая причина массового обращения к репетиторам – это неуверенность в своих силах, — говорит он. — Родители беспокоятся, хотя, как мне кажется, система ЕГЭ в ее нынешнем виде вполне прозрачная, готовиться можно самим. Если нужно что-то дополнительно, я бы предпочел курсы при университетах».
Запретить частные занятия нельзя, как показывает зарубежный опыт, репетиторы просто уходят в тень. Исследователь Марк Брэй пишет, что «министерство образования должно знать, каково состояние дел в этом секторе, и выстраивать соответствующую политику».
«Я считаю, что репетиторство — это хорошо, если оно краткосрочное, — отмечает Михаил Шнейдер. — Если у ребенка есть проблемы, может пригодиться преподаватель, чтобы эти проблемы выявить и решить, а просто сидеть с учеником и долбить материал — глупо. ЕГЭ в нынешнем виде можно хорошо сдать, если ты нормально учишься».

Источник rusplt.ru